PDA

Просмотр полной версии : Отечественный нудизм (начало века).


pranikk
27.03.2009, 23:02
Россия одной из первых откликнулась на новые европейские веяния. Эстетские кружки "серебряного века" воспевали нагую красоту", М. Волошин и его друзья в Коктебеле освоили там нудистсий пляж, а Лев Толстой страстно защищал "духоборов" - одно из ответвлений адамитского христианства - и вел за собой многочисленных сторонников "естественной жизни". Немецкое влияние проявилось в популярности нудизма среди аристократов-офицеров. В одном из аристократических кружков, по некоторым данным, состоял и сам Николай II, а члены царской фамилии (великий князь Александр, например ) посещали нудистскую колонию "Монтаверита". А на общественных пляжах юга России и Украины давно практиковались голые купания.
С приходом большевиков к власти картина не сильно изменилась. Владимир Ильич, в свое время также посещавший "Монтаверита", благосклонно отзывался о нудистских пляжах, увиденных им за границей ( см. воспоминания Бонч-Бруевича в N 1 ), а немногочисленные демонстрации "городских нудистов", воспринимавших наготу как часть новой пролетарской культуры, не пресекались и их участники не подвергались гонениям. Только Нарком Здравоохранения Семашко сетовал на то, что Москва плохо спланирована, и в ней много сквозняков, а климат в обеих столицах, к сожалению, не очень благоприятствует голой жизни.
На описанном выше Конгрессе Наготы и Просвещения в Берлине советская делегация оказалась самой представительной. Советское посольство явилось на него в полном составе! Видимо, пролетарско-просветительный характер деятельности Коха был по душе руководству в Москве.
Но короткая история российского нудизма, так и не ставшего массовым движением, оборвалась в начале 30-х годов, когда начались гонения на эсперантистов и всех с ними связанных. (Интересно, что среди сторонников создания нового космополитического языка всегда было немало натуристов и, наоборот). Благосклонность властей, видящих в эсперантистах и нудистах предвестников новой пролетарской культуры, сменилась отрицательным отношением к ним, как агентам космополитизма и враждебного Запада. И хотя оздоровительная нагота вплоть до мировой войны еще культивировалась в некоторых пионерских лагерях, натуризм довольно быстро исчез из "памяти народной" как нечто экзотическое и чуждое "русской душе".
Новые "германские веяния" довольно быстро проникли в соседние страны - Австрию и Швейцарию. В последней они получили интересное развитие, что было следствием популярности в 19 веке натурального оздоровительного движения, лидером которого был швейцарский врач А.Рикли, а также и тем, что Швейцария стала благодатной землей для разного рода реформаторов, создавших в этой стране нудистские колонии типа описанной выше "Монтаверита".
В начале 20 века Вернер Циммерманн (однофамилец основателя "Солнечного парка") развил идеи свободных культуристов и на их основе создал систему образования и воспитания детей. Ряд его идей стали осваивать новые школы Европы, в частности, Англии. Циммерманн оказался также среди основателей нескольких натуристских обществ, в том числе знаменитого американского "Зоо Натур Парка" (1935 г.). Так что швейцарская модель натуризма, во многом ориентированная на оздоровление и активное физическое и духовное совершенствование (в сочетании с вегетарианством, некурением и неупотреблением алкоголя ) и по сей день оказывает влияние на мировое натуристское движение.