PDA

Просмотр полной версии : Истоки


pranikk
27.03.2009, 23:00
Античная культура с ее культом наготы и совершенного человека (свойственная, впрочем, не всем греческим государствам), единства ДУХОВНОГО и физического развития немало повлияла на реформаторов культуры и жизни рубежа веков и подарила, кстати, движению греческое имя "гимнософы" (обнаженные мудрые). Хотя, надо отметить, "гимнософами" греки-воины Александра Македонского называли индийских мудрецов., живших природной жизнью в предгорьях Тибета. Но, так или иначе, греческая диететика ( двигательная гимнастика, рациональное питание, водная терапия, массаж и.т.д.) легла в основу многих передовых в ту пору систем развития человека. В то время, швейцарский врач Рикли предложил сочетать гидротерапию ( водные ванны, столь популярные в ХIХ веке ) с гелиотерапией ( солнечными ваннами ) для лечения и профилактики чахотки. Таким образом, понятия "здоровый образ жизни", "лечебные природные факторы", "профилактика болезней" стали входить в сознание людей и менять их отношение к жизни. ( Сейчас они кажутся вполне естественными ).
Но не в меньшей степени на общество рубежа веков оказали влияние и эстетические образцы античной культуры ( это было время окончания основных раскопок), ставшие питательной средой для нового искусства. Легализация "наготы эстетической" проявилась в выступлениях известной всем Айседоры Дункан ("босоножки" - первой осмелившейся танцевать с голыми ногами и без обуви), а затем и практиковавших уже полную наготу на сцене Елены Рабенек и Ольги Десманд (первое ее выступление в России вызвало скандал и было запрещено полицией в 1907 году ). Германский журнал "Красота" объединил вокруг себя крупнейших деятелей культуры того времени, поклонников "эстетической наготы", а во Франции творили великие мастера шедевры "обнаженного искусства" Ренуар, Роден и Майолъ. Все это вызвало горячие споры, накладывалось на модный тогда "половой вопрос", переплеталось с "КУЛЬТОМ чувственности" и последними открытиями психоанализа, пробуждало к жизни новые эстетические направления. В Германии новое движение вдохновило творчество известного художника Фидуса и драматурга Леонгарда Франка, в России - отечественных антропософов, развивающих идеи Штернера, и, конечно же, Максимилиана Волошина, посвятившему новой идее несколько своих трудов, в том числе "Блики. Нагота"(1910 г.) и "Блики. Маски. Нагота."(1914 г.), где автор упоминает среди прочего, созданный в Германии первый натуристский кружок "Союз Фрейи". Волошин - поклонник античности и энтузиаст реформы одежды - собрал вокруг себя и своего дома в Коктебеле многих деятелей культуры "серебряного века" и, как результат, - образовался известный нудистский ПЛЯЖ, доживший до наших дней.
Интеллигенция оказалась восприимчива также и к идеям "толстовства" - "опрощенчество", природная жизнь в среде, пацифизм и ненасилие - нашедшим отклик в разных странах мира. И если на практике это увлечение вначале проявилось в упрощении одежды и хождении босиком, отказе от многих культурно-бытовых правил приличия, ( что было уже опасно и подвергалось судебным преследованием, - например, за расстегнутый ворот рубахи или отсутствие обуви на ногах ), то в последующие годы нагота становится полной ( например, в коммунах-общинах ), а многие натуристские идеи в сочетании с "непротивлением" и "ненасилием" в далекой Индии воплощает на практике великий Махмата Ганди ( кстати, получивший образование в Европе ).
Популярное в начале века движение "город-сад" ( дачники ) стало первым массовым исходом горожан на природу. Внешне похожее на современную организацию садово-огородных участков, движение это, однако, явилось новшеством, очень популярным, для того времени (вспомните рассказы и пьесы Чехова). А привлечение сюда социалистических и толстовских идей породило создание многочисленных коммун, где практиковались совместный труд, занятие спортом и купание без одежды - образ жизни близкий к природе. Эти аристократические колонии были как смешанные, так и чисто женские, и самые популярные из них находились в Швейцарии и Германии. В свою очередь, наши социал-демократы много почерпнули из их опыта ( вероятно, и идеи колхозов ), не раз посещали эти колонии и жили там, в том числе: анархист Кропоткин и коммунисты Ульянов-Ленин и Троцкий ( о чем свидетельствуют записи в книге гостей известной швейцарской колонии "Монтаверита"). Стоит отметить, в экономическом плане эти нудистские коммуны все же себя не оправдали, и последние из них закрылись в середине 40-х годов. Но зато в смысле идеи... Кстати, эти коммуны были популярны и среди философов, аристократов, деятелей культуры, далеких от социалистических идей. Их посещали композитор Леонковалло и писатель Генрих Гессе ( любивший голый образ жизни и охотно позирующий при этом для фото ), многие антропософы ( их идеи воплощались при воспитании детей в детской саду в той же "Монтаверита" ) и члены царской семьи Романовых...
Но наиболее массовым и популярным на рубеже веков стало молодежное движение "перелетных птиц" зародившееся в Германии и охватившее всю Европу. Оно объединило десятки тысяч гимназистов и их артелей, вначале юношей, затем и девушек, и удивительным образом напоминало наше отечественное движение туристов (клубы самодеятельной песни). Те же идеи коллективности и братства, асексуальность товарищеских отношений мужчин и женщин, походы на природу, совместные обнаженные купания в реках, песни под гитару у костра, увлечение фольклором народными традициями ( именно тогда и возник жанр туристской песни - знают ли об этом наши барды ?) Возглавил это движение школьный учитель Густав Виннекен. И по популярности среди молодежи "перелетные птицы" были сравнимы лишь, пожалуй, с хиппи - движением тесно соприкоснувшимся с натуризмом семьдесят лет спустя.
Почему же все-таки Германия конца XIX в. стала родиной движения, столь популярного ныне во многих странах? Вряд ли это можно объяснить народными традициями. И, вообще, искать корни натуризма в национальных традициях вряд ли уместно, ибо, хотя многим народам-язычникам и было свойственно относительно спокойное отношение к наготе ( в том числе и России, особенно на Севере ) во время купаний и приема бань, нагота носила характер, скорее всего, бытовой ( иногда, ритуально-мистический). Это не было осознанным противопоставлением себя антигуманным законам и обычаям, попыткой восстановить свою связь с природой, свойственной натуризму как новой культуре. К тому же христианство к началу ХХ века практически вытеснило старые языческие обычаи, и нынешнее сельское население ( в том числе и у нас) трудно подозревать в сочувственном отношении к наготе и движению натуристов. Движение это возникло, безусловно, среди горожан, среди студенчества и интеллигенции, - т.е. среди тех, кто оказался оторванный от своих корней ( дом, семья, церковная община ) и искал новые формы человеческого объединения.
В Германии эта потребность в новой общности, порожденная бурным расцветом промышленности и перемещением огромной массы людей из деревень в города, нашла для себя идейное воплощение в книгах Ницше и Шопенгауэра, увлечении античностью, стремлении создать идеального человека белой расы - истинного германца. "Свободный культуризм" (немецкое название натуризма) уже с первых своих шагов обретал характер националистический, патриотический и, может, потому так не сразу он стал усваиваться соседями-европейцами. Система физвоспитания молодежи, основанная отцом Яном в начале XIX в., скоро дала свои плоды. Новое поколение выбирало "здоровый и полноценный" образ жизни, готовилось к возвышению родной Германии и обновлению старой морали. Книга Генриха Пудора "Нагие люди. Ликование будущего", изданная в 1893 г. и стала идейным фундаментом нового течения, столь неоднозначно и опосредовано влиявшего на историю и культуру XX века.